Персональный сайт воспитателя ГБОУ ООШ № 19 СП "Детский сад" Кораблик"" Бадун Веры Борисовны

ФГОС

26 февраля 2015

5.Образовательные стандарты

 

 
 
Образовательная деятельность строится на основе Основной образовательной программы детского сада

СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

•Комплексная  «Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

 

 

Родителям о ФГОС

 

                        

 

Уважаемые родители!

 

С 1 января 2014 года введен в действиеФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

 

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

 

  Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию".

 

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

 

Чем предлагаемый законопроект принципиально отличается от действующего Закона? Во-первых, дошкольное образовательноеучреждение из "камеры хранения" ребенка реально превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования. В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно. 

 

В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений, создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации. Внедрение нормативно - подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования. Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги, которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования.

 

Ключевая установка стандарта

 

   Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. В первую очередь, это:

 

·             расширение возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;

 

·             развитие вариативных образовательных программ поддерживающих социокультурное разнообразие детства;

 

·             разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;

 

·             соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательного процесса.            

 

Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?

 

    Слово «стандарт» очень часто вызывает в обществе мучительную аллергию - что это такое, для чего? Поэтому я начну с того, что стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. 

 

Стандарт может быть разнообразным?

 

  Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом. 

 

Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений?

 

 Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит черезведущий вид деятельности - игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные программы, а какие утвердят, мы пока не знаем. Утвержденные федерацией программы мы ждем в конце 2014 года. С учетом примерных федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен познакомиться с ее содержанием в детском саду.

 

     Введение ФГОС пойдет поэтапно, сейчас все дошкольные учреждения живут в переходном периоде и 2014 год будет так называемым «пилотным», будут созданы стажировочные или апробационные площадки в каждом регионе России, после апробации, как это и положено. Будут уточнены и изменены некоторые положения документа и уже с 2015 года ФГОС дошкольного образования будет внедряться в каждом российском детском саду.

 

Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?

 

    Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества. 

 

А как быть, если кто-то из родителей будет не согласен с предложенным государством видением детства?

 

     Мы предлагаем систему навигации, систему ориентиров при плавании по миру дошкольного детства - здесь такие рифы, а здесь такие риски, а тут осторожно - мины. Все эти навигационные предупреждения надо обязательно учитывать. Многие родители обращаются с вопросом, почему дети стали такие наглые, в хорошем смысле, дерзкие? Я тысячу раз привожу простой пример, который стал шоком в моем сознании. Когда я дал картинки из сказки Пушкина ребенку, он приставил свои пальчики - ему три года было - и стал раздвигать эту картинку в книге. Но она, естественно, не двигалась, и он, обиженно вытянув губки, отбросил книгу. Когда уже к 2,5-3 годам дети приобщаются к информационной социализации, уже становятся информационными акселератами, они становятся другими. Для них нужны совсем другие игры. Предложите им те, в которые играли сами, - и ребята уйдут в одиночество, станут сугубо виртуальными людьми. А чем с ними заниматься? Ответы на этот вопрос и должен дать стандарт. Причем одновременно и родителям, и обществу, и государству. 

 

Дошкольники теперь будут больше учиться?

 

 Для ребенка нужны игры, через которые он сможет учиться. Первые навыки в рисовании, пении, танцах, чтения, счета и письма войдут в мир познания ребенка через ворота детской игры и другие соответствующие возрасту ребенка виды деятельности. Через игру, сотрудничество, диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Ключевой риск стандарта дошкольного образования - сделать его по образу и подобию школьного, надвинуть формы школьной жизни на дошкольное детство.

 

Как изменятся взаимоотношения с родителями?

 

  Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

 

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

 

• информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

 

• обеспечить открытость дошкольного образования;

 

• создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

 

• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

 

• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

 

• создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

 

Что нужно знать родителям о ФГОС ДО.

 

Обучение и воспитание дошкольников осуществляются в соответствии с Программой дошкольного образования (далее — Программа). Законом об образовании в РФ определено, что дошкольное образование является одним из уровней общего образования и должно регламентироваться федеральным государственным образовательным стандартом. В этом году такой стандарт был разработан, обсужден общественностью и приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2013 г., регистрационный № 30384) утвержден и вводится в действие с 1 января 2014 г.

 

Примечание. В соответствии с законом об образовании произошло изменение названия: дошкольное образовательное учреждение теперь   образовательная организация.

 

Зачем нужен стандарт.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) создан впервые в российской истории.

 

ФГОС ДО - это совокупность обязательных требований к структуре Программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения Программы.

 

На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.

 

ФГОС ДО должен способствовать повышению социального статуса дошкольного образования,     обеспечению  равенства  возможностей  для    каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования, и сохранению  единства образовательного пространства  Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

 

ФГОС ДО разработан на   основе   Конституции     Российской, Федерации и законодательства Российской Федерации   с    учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его   жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с   ограниченными возможностями здоровья.

 

ФГОС ДО обязателен к применению организациями,    осуществляющими    образовательную        деятельность, индивидуальными предпринимателями (далее вместе — Организации), реализующими образовательную     программу дошкольного образования, а также может использоваться   родителями (законными представителями) при получении детьми дошкольного образования в форме семейного образования.

 

О требованиях к ПрограммеФГОС ДО определены требования к структуре, содержанию и объему Программы.

 

Так, определено, что Программа разрабатывается   и   утверждается     Организацией самостоятельно. Организация сама определяет   продолжительность пребывания детей, режим работы,     предельную наполняемость групп. В разных группах могут реализовываться различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания   детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Программа может   реализовываться   в   течение       всего времени пребывания детей в Организации.

 

Программа должна учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Её содержание должно обеспечивать развитие   личности, мотивации и способностей детей в различных видах     деятельности и охватывать следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

 

- социально-коммуникативное развитие;

 

- познавательное развитие;

 

- речевое развитие;

 

- художественно-эстетическое развитие;

 

- физическое развитие.

 

Программа должна состоять из обязательной части и части,   формируемой участниками   образовательных   отношений (педагогами и родителями (законными представителями)). Рекомендуемое соотношение соответственно: 60% и 40%.

 

Обязательная часть может разрабатываться самостоятельно или используется примерная программа.

 

Формируемая часть Программы может быть разработана самостоятельно или использованы программы, рекомендованные методическими разработками. При ее разработке должны быть учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.

 

Если планируется    освоение Программы    детьми   с ограниченными возможностями здоровья, то в неё должно быть включено содержание коррекционной работы и/или инклюзивного   образования.

 

О требованиях к условиям реализации Программы

 

Требования ФГОС ДО к условиям реализации Программы исходят из того, что эти условия должны обеспечивать     полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного,   речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

 

Исходя из этого, сформулированы требования к развивающей предметно-пространственной среде, психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим условиям реализации программы дошкольного образования.

 

Среди требований к психолого-педагогическим условиям такие, как требования уважения к человеческому достоинству детей, использования в образовательной деятельности форм и  методов работы с детьми,  соответствующих  их возрастным и     индивидуальным особенностям, построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка инициативы и самостоятельности детей, защита детей от всех форм физического и психического насилия, поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность.

 

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических   особенностей детей)    должна проводиться     квалифицированными     специалистами (педагоги-психологи, психологи) и только   с согласия их родителей (законных представителей).

 

Для получения без дискриминации  качественного   образования детьми с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы   необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и   социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи.

 

Для коррекционной работы с   детьми   с     ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, должны создаваться условия   в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных   мероприятий,   обеспечивающих   удовлетворение   особых образовательных потребностей детей с   ограниченными     возможностями здоровья.

 

При создании условий для работы с детьми-инвалидами,   осваивающими Программу, должна учитываться индивидуальная программа  реабилитации ребенка – инвалида.

 

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к   устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных    образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного    государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая       2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564).

 

         Требования к развивающей   предметно-пространственной   среде исходят из того, что она должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ, в т.ч. и при организации инклюзивного образования, с учетом национально-культурных, климатических условий и возрастных особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна   быть содержательно-насыщенной,    трансформируемой,        полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

 

         Требования к кадровому составу (руководящим, педагогическим, административно-хозяйственными работниками, учебно-вспомогательному персоналу) — соответствовать действующим квалификационным характеристикам, а к педагогическим работникам, реализующим Программу, еще и обладать основными компетенциями, необходимыми для обеспечения развития детей.

 

В реализации Программы могут также   участвовать научные и иные работники Организации. Для каждой группы детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть привлечены дополнительные     педагогические работники, имеющие соответствующую квалификацию.

 

Требования к материально-техническим условиям – оборудование, оснащение (предметы), оснащенность помещений, учебно-методический комплект должны отвечать требованиям СанПин, правилами пожарной безопасности, требованиям к средствам обучения и воспитания, к материально-техническому обеспечению   Программы.

 

Требования к финансовым   условиям   реализации     основной образовательной программы дошкольного образования заключаются в том, что финансовое обеспечение государственных, муниципальных и частных организаций должно обеспечивать возможность выполнения требований    ФГОС ДО как в обязательной части Программы, так и в части, формируемой участниками образовательного процесса. Норматив финансового обеспечения, определяемый органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с ФГОС ДО, должен быть достаточным   и необходимыми для осуществления Организацией образовательной деятельности в соответствии с Программой.

 

О требованиях к результатам освоения Программы

 

Требования ФГОС ДО к результатам   освоения     Программы представлены в виде целевых ориентиров (возможных достижений ребёнка) дошкольного образования:

 

целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте;

 

целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

 

При соблюдении требований к условиям реализации Программы   целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного     возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения  ими   дошкольного образования.

 

В то же время целевые ориентиры не предусматривают требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, не подлежат непосредственной оценке, в   том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга).

 

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных    аттестаций и итоговой аттестацией воспитанников.

 

Целевые ориентиры не могут являться основанием для принятия управленческого решения при аттестации педагогических кадров; при оценке качества образования; итогового, и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга, при оценке выполнения   муниципального   (государственного)     задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; при     распределении стимулирующего фонда   оплаты   труда     работников Организации.

 

О требованиях к работе с родителями

 

В ФГОС ДО сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями.

 

Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

 

Одним из принципов построения ФГОС ДО является личностно-развивающий и гуманистический характер   взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и   иных работников Организации) и детей.

 

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, – объединение обучения и воспитания в целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, Общества.

 

Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

 

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

 

В соответствии с ФГОС ДО Организация обязана:

 

- информировать   родителей   (законных        представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе,   и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

 

- обеспечить открытость дошкольного образования;

 

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

 

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

 

- обеспечить вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том   числе   посредством     создания образовательных  проектов  совместно с семьёй на основе     выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

 

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями)   детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

Что нужно знать родителям о ФГОС ДО.doc

с самого рождения дети имеют множество прав

 

Оставить комментарий: